А вы вывели сапуны под капот УАЗа?

Обще технические статьи про УАЗ. Вопросы и ответы по УАЗу.
Сообщение
Автор
Аватара пользователя
dperovsky
Администратор
Сообщения: 544
Зарегистрирован: 17 сен 2018, 19:07

А вы вывели сапуны под капот УАЗа?

#1 Сообщение dperovsky » 18 ноя 2019, 04:24

Или сказ о сапунах, о «правильных» сапунах и их выводе под капот автомобиля.

Вывод сапунов в подкапотное пространство нужен для увеличения глубины преодоления бродов и для того, чтобы агрегаты могли свободно дышать и сообщаться с атмосферой. Это в идеале. А что же на практике?

Для начала давайте разберем, что такое сапун?

Сапун – это устройство, стравливающее воздух из системы агрегата при избыточном давлении, и нагнетающее воздух в систему при пониженном давлении. Если сказать просто, то сапун стабилизирует давление.

ИзображениеИзображение

Избыточное давление образуется в результате работы агрегата и его нагрева. Если мы не удалим это давление, то оно перейдет на слабые места узла. А это, прежде всего, сальники. Произойдет их деформация и повреждение.

И если посмотреть на работу заводского сапуна, то он хорошо стабилизирует избыточное давление и препятствует попаданию внутрь агрегата грязи, влаги, пыли, надежно закупоривая вход. Однако, при всем к нему уважении, мы должны отметить тот факт, что закупоривая вход он не пускает внутрь и воздух для стабилизации пониженного давления.

И получается такая картина: мы едем на разгоряченной машине, давление в мостах, в распределительной коробке, в коробке передач повышается. Заводские сапуны исправно стравливают давление, выпуская воздух наружу. Далее въезжаем в холодную глубокую лужу или холодную речку.

Изображение

При погружении в воду происходит резкое остывание узлов. Вследствие чего внутри их образуется пониженное давление. Заводские сапуны, вместо того, чтобы пустить воздух внутрь агрегатов, стабилизировав этим самым давление, надежно закупоривают вход. То есть в самый ответственный момент просто-напросто «перекрывают кислород» охлажденным агрегатам.

В результате создается вакуум. Страдают самые слабые места: а это сальники, которые под давлением деформируются. Через них агрегат начинает засасывать воздух. Вот только вместо воздуха в него поступает вода, ведь машина-то наша в речке. В итоге, в агрегаты попадает вода со всеми вытекающими последствиями.

Придется менять трансмиссионку и высушивать внутренности узлов, или по-другому сказать «сушить весла». Иначе, недолго поездив, нам придется менять сами узлы. Где же выход? Ведь заводские сапуны вдобавок к этому еще и низко расположены и совсем не гарантируют адекватную работу при глубоких бродах. Выход есть! Мы убираем заводские сапуны. И на их место устанавливаем свои сапуны.

Виды сапунов


Так какие же сапуны мы можем поставить взамен заводских? Надо отметить, что разновидностей их много. Но все в своей основе имеют простую схему. А это: подсоединение к агрегатам посредством шлангов и вывод концов шлангов под капот или в другую подходящую область.

Есть готовые комплекты вывода сапунов от разных производителей. А можно самому подобрать комплектующие и вывести сапуны самостоятельно, сделав на свой вкус и сэкономив на покупке готового комплекта.

И если вы все таки решились сделать все самостоятельно, то знайте, что взамен снятых заводских сапунов вы можете поставить тормозные шланги от Газели. Это неплохой вариант. Но следует знать, что ввиду сильной приподнятости шланга, на переднем мосту на него может давить защита, особенно при просевших пружинах. И в итоге может оборвать. На заднем же мосту шланг может быть поврежден ударами выхлопной трубы.

Другой вариант – использование уголков от Газели. Это хороший вариант. Риск повреждения сапунов снижается. А еще лучший вариант – использование фитингов топливной системы родного КАМАЗа. Металл, из которого они сделаны, отличается

• твердостью
• высокой ударопрочностью
• пластичностью

Эти фитинги способны выдерживать не только удары выхлопной трубы, но и более серьезные нагрузки, и являются одним из лучших вариантов для вывода сапунов.

Изображение

Для протяжки магистрали можно использовать масло-бензостойкий резиновый шланг. Эти шланги не боятся влаги, но они боятся постоянного намокания и ссыхания, в результате которых они трескаются. Срок службы резинового шланга хорошего качества составляет 2 – 4 года. Если попадется шланг низкого качества, то уже через год он потребует замены.

Можно также использовать пластиковые шланги на примере тех, какими комплектуются готовые комплекты для вывода сапунов. При выборе таких шлангов следует обратить внимание, чтобы шланг был сделан из высококачественного пластика, сохраняющего эластичность при низких температурах.

В последнее время при протяжке магистрали вывода сапунов стал использоваться силиконовый шланг. Его повсеместное использование обусловлено сочетанием в нем необходимых качеств и свойств
  • маслостойкость
  • бензостойкость
  • невосприимчивость к агрессивным средам
  • водостойкость
  • морозостойкость до –50℃ и ниже, с сохранением рабочих качеств
  • жаростойкость до +220℃ и выше, с сохранением рабочих качеств
  • не трескается, как резиновый шланг
  • не ломается на морозе, как полиамидный шланг
Для протяжки магистрали нам потребуется
  1. шланг силиконовый 5 × 2 мм,где 5 мм – внутренний диаметр, а 2 мм – толщина стенки
  2. шланг силиконовый 9 × 1,5 мм
Шланг 5 × 2 мм – это основной шланг. Из него мы тянем магистраль. А шланг 9 × 1,5 мм покупаем немного. Его мы нарезаем и используем на подкладки под пластиковые стяжки.

Вывод и установка сапунов


Вдеваем шланг в фитинг. Закрепляем хомутом. Далее закручиваем в задний мост. Не забываем подкласть обожженные медные шайбы (рисунок)

ИзображениеИзображение

Ведем шланг по тормозной магистрали, закрепляя по ходу движения пластиковыми стяжками. Вводим в раму.

ИзображениеИзображение

Таким же образом устанавливаем фитинги со шлангами на распределительной коробке и коробке передач. Крепим хомутами. Соединяем их шланги тройником. Далее можем сразу поднимать в подкапотное пространство и вывести отдельно от других, а можем повести на встречу со шлангом заднего моста и соединить их тройником.

С передним мостом поступаем аналогично. Устанавливаем шланг в фитинг и крепим хомутом. По тормозной магистрали заводим шланг в раму.

Изображение

На участке, где дверь УАЗ-буханки открывается, переходим на противоположную сторону. Там шланги переднего и заднего моста встречаются. В этом месте используем тройник.

Далее ведем шланг дальше и выводим под капот. На конец шланга одеваем обычный ВАЗовский фильтр, наклоняем его вниз и хорошо фиксируем. Это перевернутое положение фильтра предохраняет от попадания воды и грязи в фильтр, а в конечном итоге во все агрегаты в случае погружения автомобиля в воду до уровня фильтра или выше его.

А можно вывести не переворачивая фильтра, как показано на рисунке

Изображение

Заключение

И что мы получаем в итоге?

В результате мы имеем правильно выведенные сапуны, способные поддерживать нужное давление во всех агрегатах, даже при критических нагрузках, и имеющие следующие качества
  • стабилизация избыточного давления при интенсивно работающих агрегатах
  • повышение давления за счет притока воздуха при дефиците давления
  • безопасное прохождение бродов метровой и более глубины без ущерба для узлов автомобиля
  • надежная защита от попадания влаги, грязи, пыли в узлы.
Это избавит нас от многих неприятностей и головной боли, связанных с попаданием воды и грязи в агрегаты. Прибавит уверенности и спокойствия за рулем и, конечно, драйва при преодолении речек, глубоких бродов и луж.

Поэтому при покупке внедорожника, нового или подержанного, одно из первых, что мы проверяем у него – это наличие правильно выведенных сапунов и их состояние. В том числе состояние фитингов, тройников, фильтров и шлангов магистрали. И в случае необходимости правильно их выводим.